Редукторы

редукторРедуктор – механизм, понижающий скорость вращения входного вала с пропорциональным увеличением крутящего момента на выходе. Основные параметры: передаточное число (отношение угловой скорости на входе к выходной), крутящий момент на выходном валу, геометрическое расположение выходного вала. Наиболее распространенные кинематические схемы редукторов – цилиндрические и червячные.

В цилиндрическом редукторе валы параллельны, передаточный механизм состоит из зубчатых колес. По форме и расположению зубцов колеса делятся на прямозубые, косозубые и шевронные. Прямозубые колеса технологичны и просты в производстве, но производят значительный шум при работе, их максимальный крутящий момент меньше, чем у колес сложной формы. Косозубые и шевронные колеса имеют лучшее зацепление, больший срок службы, так как меньше изнашиваются от трения. Полностью цилиндрические редукторные передачи и их расчет описываются в ГОСТ 16531-83.

Зубчатые колеса изготавливаются из стали на токарно-фрезерных центрах с ЧПУ и зубодолбежных станках. Режущий элемент, применяемый для нарезки зубцов на дисковой заготовке – червячная фреза, гребенка (зубчатая рейка) и долбяк. Крепление колес на вал – шпоночное.

В червячном редукторе входной и выходной валы пересекаются, обычно под прямым углом. Кинематический механизм: винт (червяк) и косозубое зубчатое колесо. Передаточное число червячных редукторов значительно выше, чем у цилиндрических, они малошумные и компактные. Однако при изготовлении червячной пары винт – колесо требуется повышенная точность изготовления. Трение в червячном редукторе значительно выше, чем в цилиндрическом, поэтому в зубчатом колесе сердечник изготавливают из стали или чугуна, а венец из бронзы, обладающей высокими антифрикционными свойствами. Полный расчет параметров червячной передачи должен соответствовать ГОСТ 19650-97.

Корпуса цилиндрических и червячных редукторов изготавливают литьем из чугуна СЧ 10. Крупные корпуса делают сварными из листовой стали Ст 2. Корпус состоит из основания и съемной крышки, соединенных болтами. Соединение обрабатывают герметиком, прокладки не допускаются (они деформируются и может нарушиться положение подшипников). Сквозные отверстия для валов с подшипниками закрываются врезными крышками. На крышке корпуса оставляют отверстия для залива масла. Днище корпуса имеет небольшой уклон к отверстию для слива отработанного масла.