Башенные краны
В верхнеповоротном башенном кране башня и платформа неподвижны, в горизонтальной плоскости поворачивается только стрела. Поворотный механизм находится в верхней части башни. Преимущество этой схемы: кран может монтироваться на платформе, или на стене строящегося здания.
По конструкции стрелы краны делятся на безоголовочные, и с оголовком.
Оголовок – верхняя часть башни, находится над стрелой и поворотным механизмом, служит для уменьшения нагрузок на стрелу. Поворотный механизм оголовка выполнен в виде роликового круга. Стреловые канаты (тяги) соединяют вершину оголовка и дальний от башни конец стрелы, с противоположной стороне от стрелы находится противовесная консоль.
В кранах без оголовка противовесная консоль является частью стрелы.
Основное преимущество безоголовочной схемы: простая и быстрая установка и разборка крана. Для установки и демонтажа оголовка требуется другой кран (автокран), монтаж расчалок и противовесов с тягами – трудоемкий процесс, требующий высокой квалификации монтажников. Стрелу безоголовочного крана легко демонтировать с помощью обычной лебедки, последовательно снимая крайние секции. Кроме того, оголовок имеет значительную высоту (6 – 8 метров). При работе нескольких кранов на разной высоте, радиусы их действия могут пересекаться. Масса и парусность оголовка создают дополнительные нагрузки на конструкцию, но нагрузка на безоголовочную стрелу выше, чтобы ее компенсировать, приходится делать стрелу с площадью поперечного сечения больше у основания. При одинаковой длине стрелы, максимальная нагрузка на конце стрелы у крана с оголовком больше.
Общие характеристики верхнеповоротных кранов: Максимальная высота (при установке на платформе) до 80 м, максимальный вылет стрелы до 70 м, максимальная грузоподъемность до 10 т, грузоподъемность на полном вылете стрелы составляет в среднем 20% от максимальной.
Ремонт кранов не представляет сложностей, все детали максимально взаимозаменяемы. Гораздо важнее своевременное техническое обслуживание и выявление частей, подлежащих замене. Основные запчасти для башенных кранов: соединительные болты, болты крепления опорно-поворотного оборудования, стреловые секции и редукторы поворотного механизма. Именно эти детали испытывают максимальные нагрузки в процессе работы, выход их из строя в процессе работы недопустим.