Запорная трубопроводная арматура
Запорному сегменту отводится главенствующая позиция в многовидовом разнообразии трубопроводной арматуры. Использование элементов, относящихся к этой продукции, существенно превалирует в монтажных схемах инженерных систем и промышленных технологических циклов над регулирующими, предохранительными и другими устройствами. Это обусловлено всеохватывающей функциональностью запорной арматуры – перекрытие протока рабочей среды (жидкости, газа) с заданной степенью герметичности.
Особое место среди изделий, приписываемых к запорной категории, по праву, занимают задвижки. Этот тип устройств имеет существенные отличия от кранов, вентилей и дисковых затворов. Он оснащён запирающим (регулирующим проток) органом, который посредством своего возвратно-поступательного перемещения, направленного строго перпендикулярно по отношению к потоку рабочей среды, успешно справляется с функциональным назначением независимо от параметров сечения трубопровода. Эксплуатация задвижек предполагает двухпозиционный режим, и только с разрешения производителя-разработчика может кратковременно задействовать их в качестве регулятора расхода жидкости, газа.
Существуют различные классификации задвижек. В основе их градации могут лежать как конструктивные особенности, технология изготовления корпусного элемента, так и способы передачи усилия на затвор или концептуального подхода к выполнению переключения. Кроме этого, присутствует деление, основанное на применении разнообразных методов уплотнения подвижных деталей.
Наиболее распространённой является типизация по форме затвора. Она подразумевает следующие модификации: изделия с клинообразным затворным элементом, устройства с параллельно расположенной запорной деталью (шибером) и задвижки с эластичной деформацией прохода под рабочий проток (шланговые запоры). Каждый тип может допускать дальнейшую структуризацию. Клиновидная запорная арматура включает модели с монолитным затвором, изделия с упругим клином, а также со скомпонованным (составным) рабочим органом. Всех их объединяет сходство клиновидной формы запорного элемента. Принципиальная особенность у запора – уплотняющие поверхности расположены под углом друг к другу.
Шиберные задвижки, в свою очередь, подразделяются на однодисковые и двухдисковые модификации с пружинными или клиновидными распорками. В зависимости от способа перемещения шибера они относятся к устройствам поворотного или возвратно-поступательного типа. Формообразование корпуса позволяет выделить среди задвижек следующие типы запорной продукции: литые, сварные, кованные, штампованные или комбинированные.
Независимо от типа, к которому принадлежат задвижки, управление ними может осуществляться вручную от маховика или через редуктор, а также от электрического, гидравлического или пневматического привода. А метод передачи усилия для принятия заданного функционального положения позволяет выделять задвижки с приводом вращательного типа и аналоги, использующие однонаправленное поступательное движение.
Положительными качествами этой категории запорной арматуры являются сравнительная простота устройства, надёжность, ремонтопригодность, а также возможность эксплуатации в широком диапазоне температур, давления, независимо от рабочей среды.