13.12.2022

Конструкция и работа радиальных шариковых подшипников

В качестве опоры для вала часто применяются радиальные подшипники, где используется минимизация трения за счет применения сопряженных поверхностей. Конструктивно такой подшипник состоит из корпуса, вкладыша и сферических тел (шариков) для получения эффекта качения, подробнее здесь https://promsnabagro.ru/product/korpusnye-podshipniki/. В ряде случаев вместо шариков могут применяться роликовые тела качения.

Впервые уменьшение трения за счет использования эффекта качения было получено в конце 18 века путем применения шаров. С этой даты надо отсчитывать начало истории подшипников.

Смазочные материалы используются для заполнения микрозазоров между удерживаемым валом и подшипником. Практически все конструктивные элементы подшипника работают под нагрузкой, направление которой перпендикулярно валу.

Использование подшипника часто предполагает, что его наружная часть всегда остается неподвижной из-за прикрепления к станине или корпусу определенного механизма. Для отдельных типов подшипников наружные кольца не изготавливаются, в рабочей документации на них указываются все параметры выточки, которые надо сделать на корпусе для крепления подшипника.

Для удобства применения, производители ввели квалификации подшипников по типоразмерам и сериям, что напрямую связано с особенностями конструкции.

Наиболее распространенным является однорядный шариковый радиальный подшипник. Причина заключается в его простоте и дешевизне в связи с массовостью.

Допустимая аксиальная (осевая) нагрузка, действующая на вал в направлении параллельном оси, составляет для таких подшипников не более половины от значения предельной нагрузки, прописанного в технической документации. Как открытые, так и закрытые модели присутствуют в каталогах изготовителей.

Часть подшипника, называемая сепаратором, часто изготавливается из штампованной стали. Несколько реже сепараторы делают из латуни или полиамида. При сборке тела качения центрируются. После закрепления сепараторов, подшипник не подлежит разборке.

Двухрядный радиальный подшипник качения отличается от однорядного тем, что шарики в нем установлены в два параллельных ряда. Их габариты и масса больше, чем у однорядных. Под большими нагрузками они показывают лучшие результаты, чем однорядные подшипники. Допустимая для них угловая скорость вращения выше, чем у однорядных.

Касательно сепараторов, ситуация противоположна однорядным. Чаще используется латунь и реже сталь.