Сварочные работы на трубопроводах
В зависимости от назначения трубопроводы изготавливаются различными по диаметру, толщине стенок и из различных материалов. Больше всего распространены стальные трубопроводы из малоуглеродистых и низколегированных сталей, а наиболее распространенным способом соединения элементов трубопровода является электросварка. В зависимости от объемов работ и используемых материалов применяется наиболее подходящий способ сварки и уровень механизации.
Магистральные трубопроводы строятся обычно по технологии стыковой электросварки труб, поскольку иные методы трудоемки и не обеспечивают максимальной безопасности. Из всех способов монтажа трубопроводов предпочитают полуавтоматическую сварку с использованием среды защитных газов, обеспечивающей минимум затрат при высоком качестве сварочных работ.
Данная технология предусматривает следующее: подготовка и разделка кромок, стыковка и центровка труб, прихватка (короткие швы для обеспечения фиксации труб) и послойная сварка.
Процесс сварки больших стальных труб имеет ряд нюансов. Особого внимания требует корневой слой шва для обеспечения надежной проплавки кромок соединяемых труб с образованием на внутренней грани шва равномерного обратного валика с усилением 1-3 мм.
Подготовка состоит из зачистки и обезжиривания поверхности труб фрезеровочными машинками. Тип и параметры электродов должен согласовываться с диаметром свариваемых труб и толщиной стенок. Прихватки на трубах, диаметр которых свыше 30 см, должен быть с шагом 25-30 см.
Для окончательной сварки больших труб стык делят на четыре части, и сваривают верхнее полушарие и далее нижнее. Причем трубу необходимо подвергать поэтапному повороту. И лишь при накладывании третьего слоя, труба должна вращаться в одну сторону и повернуться на 360о.
Магистральные трубопроводы также монтируются с применением автоматической дуговой сварки под флюсом при наличии возможности вращать стык. Именно эта технология обеспечивает
К финишу смены не должно оставаться недоваренных стыков, так как из-за разности температуры окружающего воздуха днем и ночью, в швах возникают большие напряжения, которые могут привести к разрушению незаконченных стыков.