Укрупнительная сборка узлов трубопроводов, монтаж компенсаторов

Перед подъемом отдельные готовые малогабаритные узлы и элементы должны быть укрупнены в блоки. Укрупнение отдельных элементов и узлов в блоки значительно сокращает объем наиболее трудоемких и опасных операций при подъеме трубопроводов на высоту. Блоки полностью сваривают или соединяют с помощью фланцев и поднимают за один прием. При укрупнении устанавливают арматуру. Габариты узлов и блоков выбирают в каждом отдельном случае, исходя из принятого проекта производства работ, местных условий (возможности прохода через проемы, между цеховыми металлоконструкциями, оборудованием, линиями других трубопроводов), а также с учетом сохранения необходимой жесткости и прочности, чтобы при подъеме и установке избежать поломок и деформаций. При укрупнении узлов следует добиваться минимального количества сварных и разъемных соединений, выполняемых по месту. Если укрупнительная сборка в блоки не предусмотрена проектом производства работ, то в отдельных случаях технические решения принимают непосредственно на монтажном участке.

Укрупнительную сборку блоков трубопроводов выполняют на жестких, хорошо выверенных стеллажах, а иногда непосредственно на площадке, поверхность которой забетонирована или утрамбована. Сборочные площадки обычно располагаются вблизи монтируемого объекта в зоне действия монтажного крана. Укрупнение в блоки вне зоны монтажного крана вызывает трудности, связанные с погрузкой и перевозкой блоков к месту монтажа, что часто приводит к необходимости уменьшать возможные их габариты и вес. Перед укрупнительной сборкой с деталей, элементов и узлов трубопроводов снимают временные заглушки и пробки, предохраняющие их концы от загрязнения в период хранения и транспортирования. Кроме того, при укрупнении тщательно проверяют, нет ли посторонних предметов внутри элементов и узлов; в отдельных случаях детали обезжиривают или продувают.

Сборку узлов в блоки производят после контрольных замеров готовых узлов и строительных размеров здания в местах установки блоков. При необходимости после этого на узлах и элементах отрезают припуски или, наоборот, вваривают патрубки. При сборке все фланцевые соединения должны быть полностью затянуты с установкой прокладки, а сварные стыки заварены до подъема блоков в проектное положение. При сборке должно быть зафиксировано правильное взаимное положение стыкуемых элементов.

После укрупнительной сборки блоков рекомендуется произвести их тепловую изоляцию на площадке или стеллаже.

П-образные компенсаторы устанавливают в горизонтальном положении и лишь в исключительных случаях, при отсутствии необходимой площади,— вертикально или наклонно. Вертикальное или наклонное расположение компенсаторов нежелательно, так как в нижних точках происходит скопление конденсата, для отбора которого требуется установка дренажных штуцеров. Во всех случаях элементы компенсатора должны располагаться в одной плоскости.


Приспособление для растяжки компенсатора

Рис. 130. Приспособление для растяжки компенсатора:

1 — плечо (петля) компенсатора (размер дан с учетом растяжки), 2 — хомут, 3 — винт,
4 —
натяжная гайка, 5 — распорка


К установке допускаются компенсаторы, прошедшие после изготовления контрольную проверку.

Все компенсаторы перед их окончательным креплением к трубопроводу должны быть растянуты или сжаты на величину, указанную в проекте (от 50 до 100% теплового удлинения участка трубопровода). Растяжку применяют для «горячих» линий трубопровода, а сжатие для «холодных». Операция растяжки или сжатия называется холодным натягом трубопровода и производится для того, чтобы уменьшить напряжение в металле при тепловом удлинении трубопровода. Она может быть выполнена предварительно, до установки компенсатора на место или непосредственно на трубопроводе. Для предварительной растяжки применяют винтовое приспособление (рис. 130). Перед растяжкой замеряют длину компенсатора в свободном состоянии, а затем путем вращения гайки разводят его на необходимую величину.

До установки компенсатора трубопровод должен быть уложен на все опоры, а неподвижные опоры его должны быть окончательно затянуты. Компенсаторы необходимо устанавливать не менее чем на трех подвижных опорах. Предварительно растянутый компенсатор вместе с распорным приспособлением устанавливают в проектное положение, после чего его соединяют с линией трубопровода на фланцах или прихваткой сварных стыков. Окончательно сваривают стыки или затягивают фланцевые соединения после сборки и выверки всего участка трубопровода. Распорное приспособление снимают с помощью грузоподъемных средств по окончании всех работ, связанных с монтажом компенсатора.

На растяжку компенсаторов независимо от способа ее выполнения составляют акт, в котором указывают строительные длины компенсаторов до и после растяжки.

При групповом расположении П-образных компенсаторов нескольких параллельных трубопроводов (один внутри другого) их предварительно не растягивают. При установке нерастянутого компенсатора трубопровод собирают обычным способом, но в одном из стыков (сварном или фланцевом) оставляют зазор, равный величине растяжки компенсатора. Стык, у которого будет произведена растяжка компенсатора, указывают в проекте. Если указания нет, то во избежание перекоса для растяжки не следует использовать стык, непосредственно прилегающий к компенсатору. Для этой цели нужно оставлять зазор в соседнем стыке.

После установки компенсатора в проектное положение, сварки всех стыков (кроме одного) и закрепления трубопровода на всех неподвижных опорах по обе стороны компенсатора стык стягивают до требуемого зазора, а затем его сваривают. Стык на фланцевом соединении стягивают с помощью удлиненных (монтажных) болтов или шпилек, устанавливаемых во фланцах в шахматном порядке. Между монтажными болтами или шпильками оставляют отверстия для установки постоянных болтов. Диаметр и количество шпилек для холодного натяга трубопроводов указаны в проекте. После затяжки фланцевых соединений постоянными болтами удлиненные шпильки удаляют и на их место устанавливают постоянные болты или шпильки.

Сальниковые компенсаторы устанавливают строго соосно с трубопроводами и закрепляют на опорах. Несовпадение осей трубопровода и компенсатора может вызвать заедание подвижных частей и нарушение герметичности. Перед установкой компенсатор растягивают на величину, указанную в проекте и определяемую по расстоянию между рисками, нанесенными на его корпусе и стакане. При этом между упорными кольцами на патрубке и в корпусе компенсатора должен быть оставлен зазор на случай понижения температуры в сравнении с температурой воздуха в момент монтажа. Минимальная величина зазора при длине участка трубопровода 100 м должна составлять при температуре наружного воздуха в момент монтажа: ниже — 5° С —30 мм, от —5° до +20° С — 50 мм, свыше +20° С-60 мм.

При установке необходимо предусмотреть, чтобы в случае срыва неподвижных опор движущаяся часть трубы не вырвалась из корпуса компенсатора. В большинстве случаев для этого на скользящую часть трубы приваривают ободок так, чтобы он не мешал работе компенсатора. Перед установкой скользящие поверхности надо смазывать маслом. При установке чугунных сальников компенсаторов по обе стороны их необходимо ставить направляющие опоры; кроме того, должен быть обеспечен хороший дренаж.

Линзовые компенсаторы устанавливают после укладки трубопровода до его закрепления на неподвижных опорах. При этом следят за тем, чтобы направляющий стакан внутри компенсатора был вварен со стороны движения транспортируемой среды. Линзовые компенсаторы на горизонтальных паропроводах устанавливают дренажным штуцером вниз, а на водяных линиях — вверх. Подводку, к каждому дренажному штуцеру выполняют гнутым или крутоизогнутым отводом, чтобы обеспечить перемещение штуцера вместе с компенсатором на расстоянии не менее 10 мм на каждую линзу. Линзовые и волнистые компенсаторы присоединяют к трубопроводу с помощью фланцев или путем сварки. Перед присоединением компенсаторы растягивают или сжимают с помощью приспособления, которое состоит из двух стяжных хомутов, закрепляемых на трубопроводе по обе стороны от компенсатора, и стяжных шпилек. После растяжки или сжатия компенсатора на величину, указанную в проекте, трубопровод закрепляют на неподвижных опорах по обе стороны, от компенсатора и снимают с него хомуты.

Линзовые и волнистые компенсаторы на фланцах растягивают аналогично П-образным.

1. Для чего производят укрупнительную сборку узлов трубопроводов перед монтажом?

2. В какой последовательности осуществляют укрупнительную сборку узлов трубопроводов?

3. Для чего применяют предварительную растяжку компенсатора?

4. Расскажите о правилах установки П-образных компенсаторов.

5. Какие приспособления используют для предварительной растяжки компенсаторов?

6. Расскажите о правилах установки сальниковых и линзовых компенсаторов.


Все материалы раздела «Монтаж трубопроводов» :

Такелажная оснастка и грузоподъемные механизмы

Производство такелажных работ

Монтажный инструмент, применяемый при изготовлении и монтаже трубопроводов

Технология монтажа стальных трубопроводов

Разбивка трассы трубопровода

Установка опор, подвесок и опорных конструкций

Укрупнительная сборка узлов трубопроводов, монтаж компенсаторов

Установка арматуры, дренажей, воздушников и приборов контроля

Врезка трубопроводов в действующие трубопроводы, промывка и продувка трубопровода

Гидравлическое испытание трубопровода

Пневматическое испытание трубопровода

Сдача и приемка трубопроводов в эксплуатацию, организация труда

Правила техники безопасности при монтаже трубопроводов

Монтаж внутрицеховых трубопроводов

Монтаж межцеховых трубопроводов

Монтаж трубопроводов высокого давления

Монтаж трубопроводов из легированных сталей, а также с внутренним покрытием

Монтаж трубопроводов из цветных металлов и чугуна

Монтаж неметаллических трубопроводов