Производство такелажных работ

К производству такелажных работ с помощью подъемных механизмов с механическим или электрическим приводом допускаются рабочие не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, обученные по специальной программе, сдавшие экзамены и получившие об этом удостоверение на право производства такелажных работ.

К работам с помощью ручных подъемных механизмов допускаются рабочие после проверки их знаний и практических навыков ответственным руководителем работ.

Одной из самых важных и ответственных такелажных операций является строповка (увязывание или зацепка) деталей, узлов и элементов трубопроводов при подъемах и перемещениях. О допуске рабочего к работе стропальщиком издается распоряжение по монтажному управлению или участку. Стропальщик должен знать вес груза, предназначенного к подъему, и уметь определять его расчетом.


Узлы и петли

Рис. 124. Узлы и петли:

а —прямой узел для вязки двух концов каната, б — морской нормальный и с дополнительной подхлесткой конца, в — морская петля, г — петля с двойным узлом, д — мертвая петля,
е
— петля для легких грузов, ж — крюковый (гаковый) узел


Увязку груза следует производить таким образом, чтобы исключалась возможность выпадания груза и обеспечивалось его устойчивое положение при перемещении.

Строп полагается укреплять только за надежные части груза. При обвязке груза чалочные канаты следует накладывать на деталь или на крюк без узлов и петель. Подвешивать груз к крюку подъемного механизма необходимо так, чтобы канат или строп не развязался при натяжении и его можно было легко освободить при снятии груза. Элементы трубопроводов при подъемах и перемещениях стропуют различными способами в зависимости от их геометрической формы, размеров, количества, веса. Некоторые виды узлов и петель, применяемых при такелажных работах, приведены на рис. 124. Ветви стропа должны быть натянуты равномерно; это следует проверять при грузе, поднятом на высоту 100—200 мм. Стропальщик обязан следить за тем, чтобы у крана перед подъемом грузовые канаты полиспаста находились в вертикальном положении, и не допускать подтаскивания груза или косого натяжения каната.

Перед подачей сигнала о подъеме груза стропальщик должен убедиться, что на грузе нет незакрепленных деталей или инструментов, которые могут упасть.

На рис. 125 показаны устройства для строповки труб. Строповка труб и элементов трубопроводов, П-образных компенсаторов выполняется с помощью инвентарного стропа, уравновешивающего груз (рис. 125,а). Строп состоит из сегмента 1 с направляющими ручьями, в которые пропускаются нити тросов 2. Количество ручьев соответствует количеству тросов. Сегмент подвешивается к крюку подъемного механизма с помощью серьги 3. Конструкция стропа позволяет сбалансировать (уравновесить) груз в момент подъема. Устройство для захвата длинномерных труб (рис. 125, б) выполнено в виде петли, соединенной с двумя рычагами 5, которые шарнирно крепятся к опорной плите 4. При подъеме груза рычаги, подвешенные на тросах к траверсе 7, сжимаются и обеспечивают захват груза петлей и плитой. При опускании груза рычаги, наоборот, разжимаются и с помощью тягового тросика 8, фиксатора-замка 6 петля освобождает груз.

Длинномерные трубы и узлы поднимают с помощью устройства, состоящего из двух таких стропов, смонтированных на траверсе. Для захвата коротких труб и элементов опорную плиту 4 удлиняют (рис. 125,в). Полуавтоматический строп «удавка» (рис. 125, г) предназначен для подъема коротких труб и элементов. Он состоит из опорной плиты 4, к одной стороне которой приварены две щеки 9, а на противоположной имеется насечка. На щеках закреплен замок-фиксатор, к которому прикреплен тяговый тросик. При строповке груза самозатягивающаяся петля одним концом укрепляется за палец 10, а другим пропускается вокруг штифта замка-фиксатора (между шеек). С груза строп снимается после его ослабления за тяговый тросик.

Устройство для строповки грузов цилиндрической формы (рис. 125, д), установленных вертикально, группами или поштучно состоит из подвешенной на крюк траверсы 7 с двумя гибкими подвесками для петлевого захватного органа. Для улучшения условий строповки и повышения надежности в эксплуатации захватный орган выполнен из двух взаимодействующих с двумя петлями пластин 11. Пластины одним концом привязаны к гибким подвескам траверсы, а другим — к тросам, свободные концы которых закреплены в средних частях, напротив расположенных пластин. При строповке образованная ими петля свободно надевается на груз, а при подъеме затягивает его.

При производстве такелажных работ следует тщательно соблюдать правила техники безопасности. Категорически запрещается: находиться под грузом; поднимать груз, зажатый другими деталями, примерзший к земле или находящийся в неустойчивом положении; поправлять чалочные канаты при подъеме ударами кувалды, ломом или другим предметом; удерживать или поправлять канаты, соскальзывающие с груза; находиться на поднимаемом или опускаемом грузе; оставлять груз при натянутом канате; крепить блок полиспасты, тали, лебедки, расчалки за перекрытия и другие сооружения без предварительного осмотра и получения письменного разрешения; смазывать, очищать и ремонтировать механизмы и такелажную оснастку, когда они находятся под нагрузкой; поднимать грузы при сильном ветре, недостаточном освещении, плохой видимости или слышимости сигналов крановщиков.


Устройства для строповки труб

Рис. 125. Устройства для строповки труб:

а — инвентарный строп, б — для строповки длинномерных труб, в — для строповки коротких труб,
г
—полуавтоматический строп «удавка», д — для строповки цилиндрических гцузов, установленных вертикально; 1 — сегмент, 2 — трос, 3 — серьга, 4 — опорная плита, 5 — рычаг, 6 — фиксатор-замок,
7 — траверса, 8 — тросик, 9 — щеки, 10 — палец, 11 — пластины.


Площадка под поднимаемым грузом является опасной зоной и вход посторонних на нее запрещается на все время подъема; для этого ставят предупредительные ограждения с надписями.


Перевозка узла с арматурой на трайлере

Рис. 126. Перевозка узла с арматурой на трайлере


Согласованная работа при подъеме и перемещении груза обеспечивается четкой подачей команды одним опытным руководителем работ и тщательно разработанной сигнализацией для передачи команды рабочим, а также участвующим в подъеме крановщикам и мотористам.


Схема саморазгружающегося плетевоза

Рис. 127. Схема саморазгружающегося плетевоза:

1 — поперечная перекладина, 2—поворотное устройство, 3 — опрокидывающаяся подушка,
4
— траверса прицепа, 5 — боковые тяги, 6 — лебедка. 7 — блок, S— покоты, 9 — фиксатор,
10
— ось подушки, 11 — паз подушки, 12 — замок крепления труб, 13 — секция трубопровода.


Транспортирование трубопроводов (элементов, узлов и блоков) к месту монтажа производится в соответствии с разработанным графиком производства работ. В зависимости от местных условий и готовности общестроительных работ и работ по монтажу оборудования сроки подачи элементов и узлов трубопроводов в монтажную зону следует уточнять.

Перемещают трубопроводы в пределах монтажной площадки на небольшие расстояния (от места укрупнения до цеха и внутри цеха) кранами, трубоукладчиками. При горизонтальном перемещении поднятых на высоту трубопроводов стропальщик должен сопровождать их и следить за тем, чтобы груз не перемещался над людьми и не зацепил за что-нибудь.

Для транспортирования трубопроводов на значительные расстояния применяют автомашины с прицепами, тягачи ЯАЗ-210, ЯАЗ-219 и МАЗ-200, трайлеры, а также тракторы С-80 и С-100 с санями. На рис. 126 изображена перевозка узлов трубопроводов на трайлере. Прямолинейные секции трубопроводов леревозят на плетевозах. На рис. 127 показана схема саморазгружающегося плетевоза для перевозки секций длиной до 30 м, грузоподъемностью 8—10 тс. Конструкция плетевоза позволяет производить разгрузку без вспомогательных механизмов. При транспортировании труб, секций и узлов трубопроводов их необходимо тщательно закреплять, чтобы предотвратить падение или повреждение.

1. Как надо стропить детали, элементы и узлы при монтаже?

2. Какие применяют устройства для строповки труб?

3. Назовите основные правила выполнения такелажных работ.


Все материалы раздела «Монтаж трубопроводов» :

Такелажная оснастка и грузоподъемные механизмы

Производство такелажных работ

Монтажный инструмент, применяемый при изготовлении и монтаже трубопроводов

Технология монтажа стальных трубопроводов

Разбивка трассы трубопровода

Установка опор, подвесок и опорных конструкций

Укрупнительная сборка узлов трубопроводов, монтаж компенсаторов

Установка арматуры, дренажей, воздушников и приборов контроля

Врезка трубопроводов в действующие трубопроводы, промывка и продувка трубопровода

Гидравлическое испытание трубопровода

Пневматическое испытание трубопровода

Сдача и приемка трубопроводов в эксплуатацию, организация труда

Правила техники безопасности при монтаже трубопроводов

Монтаж внутрицеховых трубопроводов

Монтаж межцеховых трубопроводов

Монтаж трубопроводов высокого давления

Монтаж трубопроводов из легированных сталей, а также с внутренним покрытием

Монтаж трубопроводов из цветных металлов и чугуна

Монтаж неметаллических трубопроводов